Неточные совпадения
Вся культура есть объективирование
мистических «
переживаний».
Те, которые писали
мистические книги, совершали
мистические действия, те не мистики, а вот мистики те, которые никогда ни в чем не выражали своей мистики, ни в словах, ни в действиях, у которых мистика оставалась в сфере чистого «
переживания».
В
мистическом опыте
переживания связаны с центрами объективного бытия, с наиреальнейшим.
Во всяком случае, — и этому необходимо давать надлежащий вес при оценке Мейстера Эккегарта, — художник слова и спекулятивный метафизик слишком сильно и явно дают себя знать в его сочинениях, чтобы можно было принимать все его идеи за религиозно-мистические интуиции и откровения, и никогда нельзя уверенно сказать, опирается ли проповедь Эккегарта на опытные
переживания, или же она рождается из загоревшихся в душе его художественных образов и спекулятивных идей, которые он превращает в задачу для осуществления опытным
мистическим путем.
Действительно, сплошное НЕ апофатического богословия оставляло бы лишь зияющую пустоту, если бы она не заполнялась неизреченным и сверхразумным, почти сверхсознательным
переживанием трансцендентного в
мистическом экстазе, которое в НЕ отрицательного богословия вкладывает свое
мистическое ДА.
Отрицательное богословие мистиков ничем не отличалось бы от самого плоского агностицизма и атеизма, самодовольно и победоносно выставляющих свое НЕ, если бы оно также не обосновывалось положительно на своем
мистическом ДА, если бы день рассудочного отрицания здесь не предварялся ночью, полною голосов и
переживаний иного мира.
Как близки друг другу в этой области
переживания, казалось бы, не имеющие решительно ничего общего, показывает одно интересное наблюдение, сделанное исследователем русского
мистического сектантства, профессором Д. Г. Коноваловым: «Экстаз имеет наклонность разряжаться по проторенным, привычным для организма путям.
Мистический ужас есть
переживание тоски, достигшей высочайшего напряжения, предела.
Есть суровая аскеза, но она не входит в
мистический путь, как
переживание темной ночи.
В книгах
мистических раскрывается двоякий смысл мистики — она означает опыт,
переживание и означает учение (μυείν).
Парадокс тут в том, что в
мистическом опыте есть стояние перед трансцендентным и
переживание трансцендентного, но трансцендентное в нем имманентно, самое различие между трансцендентным и имманентным снимается, и это совсем не означает поглощения божественного человеческим.